romano.ru |
|
|||||||||||
почитать... |
Автор: Адмирал Разместил: заведующий Песь, май 2009 Сначала немного драматизма. В середине мая, на пятый день после возвращения мне пришло SMS. Сообщение начиналось «Сегодня утром умер…», а за этими словами светилась подпись одного из участников нашей экспедиции. Ну да, вы, наверное, уже догадались, мы снова сплавлялись по какой-то реке. - И не сидится вам! – проговорил пожилой интеллигентный рыбак, пробираясь к реке от своей Оки, оставленной у моста. - Угу, - ответили мы и продолжили собирать байду. В этот раз нас было трое. Кроме известного всем Пуха, с нами пошел не менее известный архитектор и дизайнер, которого, как и Пуха, зовут Евгений. Поэтому, что бы далее не путаться, буду называть одного Е1, а второго Е2. Себя, как обычно, буду именовать Адмиралом. Скромно и без эпитетов. Река, на которой мы стапелелись, называлась Медведа. На самом деле мы не должны были там этого делать, поскольку стапелиться мы планировали на озере Ракитинское в районе пос. Ракитино. В этом поселке, как указано в описаниях реки, есть почта и магазин, и туда, судя по картам, идет вполне сносная дорога. Проблема оказалась в том, что эта самая дорога есть только на картах и в атласах. На самом деле такой дороги нет. Это заблуждение стоило нам не менее ста километров пути по грунтовкам и дорогам, которые асфальтировались так давно, что стали хуже грунтовок. Еще оно удлинило наш маршрут, как нам казалось, на два-три часа пути. И еще, благодаря ему, мы посетили родину генералиссимуса Суворова деревню Каменка, что стоит на озере Каменское. Дом, где родился Александр Васильевич еще стоит, и его вместе со зданием церкви, видимо, тех же лет постройки, сейчас используют как летний военно-патриотический детский лагерь под названием Александрия. И там очень красиво. Но именно в этом месте нам и объяснили, что дальше дороги нет. Точнее – она скоро кончится. Мы решили не проверять это утверждение местного жителя, и поехали через Анциферово до моста через реку Медведа. Если кто-то еще решит добираться до этого моста на машине, проще сделать это через ст.Хвойная. Ну да карта ему в помощь. В общем, до воды мы добрались немного позже, чем планировали, где-то ближе к 18 часам. Перед нами несла свои воды лесная река шириной 12-15м. Ближе к 8-ми часам вечера мы собрались, отметили этот факт распитием первых рюмок и полные радости и оптимизма отчалили. Первые минут двадцать нам было хорошо. Потом начались завалы. Сквозь первый мы как-то продрались. Продрались и через второй, но дальше, не далеко от железнодорожного моста завал стал сплошным. В этом году паводок был поздний, и мы оказались на реке примерно через три дня после его пика. Это обстоятельство здорово осложняло выход на берег. Нам пришлось идти назад через предыдущий завал, после чего искать берег похожий на берег, а не на затопленные кусты. И обноситься. Когда-то по Медведе ходили на байдарках, а параллельно берегу шла тропа, по которой бродили рыбаки. Но, судя по открывшейся нам картине, это было давно, во всяком случае, до того, как ураган повалил множество деревьев, и для того, что бы просто обойти завал налегке и без вещей (это не более 500м) нам потребовалось минут 20. Зато после завала оказалось место вполне пригодное для стоянки, чем мы и воспользовались, успев дотемна перетащить туда вещи. И еще до полуночи мы сидели у костра и ужинали, удовлетворенно попивая коньяк. А когда коньяк кончился – перцовку. Ночью, как и обещали нам американские и финские синоптики, пошел дождь. Он шел и утром. Мы натянули тент, позавтракали. Дождь кончился. Озеро Ракитинское (в некоторых источниках называется оз.Никулинское), вытянуто с севера на юг, а посередине озера мост, под которым обычно и идут на байдарках. Но по причине большой воды, наша байда по мостом не пролезала, и у нас получился еще один обнос, на это раз простой и легкий. После чего мы с опозданием в половину гребного дня вошли в Песь. Первые полчаса мы были снова счастливы. Строго говоря, мы были счастливы весь поход, но не всегда одинаково. Когда начинались завалы, счастья как-то переставало осознаваться. А они снова начались. Один из них мы пытались пилить. С двух сторон. Распилить не удалось, но трансформировать обнос в проводку получилось. После оз. Ракитинское река довольно красива и даже в половодье имеет четкие берега без затопленных кустов и деревьев, которые норовят затянуть под себя байду и мешают выходу на твердь. Зато встречается насыпь железной дороги, той самой, около которой мы ночевали еще на Медведе, и по которой раза два в день что-то ходит. И тишина. Даже рыбаков нет. Еще есть стремные места, которые не очень-то видно пока в них не войдешь. Особенно, когда вечернее солнце пускает в глаза зайчики и скрывает лежащее точно по клину бревно. Одно из таких бревен было замечено слишком поздно. Правда, от бревна мы успели отвернуть, но точно и перпендикулярно вписаться в проход между двух мелких деревцов, не успели. Проход был точно размером с Вуоксы Пуха, на его дне, как мне показалось, были какие-то коряги, а течение на удивление быстрым. К тому же деревца, несмотря на внешнюю хилость, оказались какими-то упертыми и негнущимися. В общем, пока я заносил зад, а Е1 и Е2 проталкивались меж стволов, мы черпанулись. Черпанулись хорошо. Зато в нескольких метрах была большая, сухая, освещенная заходящим солнцем поляна. Где мы и встали на ночлег и просушку. Вставая, утопили спиннинг. На следующий день проходили населенку: ст. Хвойную и п.Песь. Людей почти не видели. После Хвойной берега понижаются, и мы вошли в разлив, по которому шли часов 5. Обещанных в описаниях порогов и разрушенных плотин не заметили. Пух расстроился. - Где экстрим? Где адреналин? – спрашивал он. Река не отвечала. Ночевка была в красивом сосновом лесу со всеми удобствами в виде столов и стульев. Вставая, утопили свирель. Утром купались. Почти весь следующий день шли вдоль низких, местами красиво лесистых, но подтопленных берегов. Следы человека на реке в виде выступающих из воды строений, кончились. Кажется, в этот день Е1 и Е2 говорили о муравьях. В середине дня прошли Минцы и вошли в ненаселенные места между Новогородской и Вологодской областями. Когда разливы заканчивались и уступали место нормально выраженным берегам, было видно, какая красивая Песь будет летом. Только, говорят, мелкая. Что, однако, во время паводка трудно представить. Ночевали снова на левом берегу. Последний день шли не меньше пяти часов. Если бы мы знали, что на последок река оставила для нас такие красивые таежные места, мы бы не летели эти часы в хорошем темпе, а с удовольствием задержались бы еще на день. Такие места надо проходить неспешно. Но быстрое течение и отсутствие ориентиров сбило с толку. Да и машина из Москвы за нами уже выехала. Однако, последние километров тридцать были реально красивы. Неширокая таежная лесистая река, быстрая смена пейзажа, и даже завалы. Причем один завал доставил хорошую порцию адреналина. То, что мы поначалу приняли за проход, таковым не оказался. Причалили. Осмотрелись. Конечно, было быстрее обнестись, но вдоль другого берега, казалось, все же можно попробовать пройти. Проблема заключалась в том, что сделать, можно было только развернувшись и пройдя кусок против течения. Затем надо было снова развернуться… В общем, маневр оказался не таким простым, и течение в какой-то момент быстрее нас. Или расторопнее. Байду прижало к сосне, лежащей поперек и стало затаскивать под нее. До боли знакомая ситуация из которой вроде бы уже нет хорошего выхода. Но мы сопротивлялись. И в этот раз у нас поучилось. Получилось сдвинуться немного назад, немного вывести корму, что бы не нее действовало правильное разворачивающее усилие. Пух могучим усилием весла оторвал, а затем оттолкнул нос от бревна, и таким чудесным образом мы вышли из этого крайне опасного положения. А вдоль другого берега действительно был проход. Узкий, но с виду относительно прямой и проходимый. Таким он и оказался в действительности. В общем, и последние километры река продолжала оставаться красивой и не скучной. Водитель ждал нас у моста в Сазоново. Но до Сазонова мы не дошли пару километров. Вообще говоря, мало что мешало нам это сделать, кроме времени - мы и так опаздывали часа на два. Когда это произошло, было уже около шести. Сначала мы услышали шум воды, затем увидели мост. А когда мы заметили на берегу людей, размахивающих руками, причем один из них в ужасе крутил пальцем у виска, то насторожились. Все верно, это плотина, поняли мы. С реки перепад казался большим, и мы решили встать. Перепад действительно был не маленьким, кажется не мене метра, а течение по случаю паводка, просто улетным. Я позвонил водителю, что бы он приезжал сюда, поскольку тогда мы могли встретиться намного быстрее, чем, если бы решили обноситься. Но обноситься было не обязательно! Близкий осмотр показал, что слив был прямой и относительно пологий. Плотина была проходима. Правда, стоячие волны за сливом и отсутствие у нас фартука делали проход немного рискованным, но риск был не таким уж большим. Увы, вещи были выгружены, машина пришла, и грустить, созерцая непройденное веселое место было некогда. Потом было возвращение. Нечастые старые российские городки и деревни, казалось, спали в вечерних сумерках. Глядя на них, возникала мысль, что они уснули довольно давно. В одних - жизнь замерла сразу после революции, в других - где-то в шестидесятые годы прошлого века. Только дороги, судя по всему, разрушаются быстрее, чем дома. В том числе, федеральные. А мы ехали не только по ним. Стемнело. В темноте проехали речку Медведица, поход по которой кое-кто должен помнить. Где-то около полуночи проехали поворот на торфоперерабатывющее предприятие. Около дороги висел щит. «Осторожно, возможно задымление, 2 км.», - гласила надпись на нем. Но два километра кончились, задымления не было. За то был еще один щит с тем же текстом. А, когда и следующие 2 километра остались позади оно началось. Это случилось неожиданно. Полный туман и огни ехавшей впереди девятки, которые почему-то оказались близко, близко. И быстрый удар по тормозам. В девятку мы не въехали только по той причине, что она из-за тумана ушла на встречную полосу. Кювет мы тоже не посетили. Но, куда ехать дальше было не видно. Совсем. Что бы хоть как-то ориентироваться на дороге пришлось открыть пассажирскую дверь, свеситься вниз к дороге и следить за разделительной чертой, отделяющей обочину от проезжей части. К счастью она там была, но и полуметре от глаз, но и ее было видно не здорово. Зато сразу после выезда из задымления стояла машина с гайцами. Видимо, тем было просто лень уезжать с места, где постоянно происходят аварии. Во втором часу ночи въехали в Тверь. Нас встречали. Люди бегали по улице, размахивали руками и что-то кричали. Кто-то из них подбежал к нашей машине и начал несвязно что-то вопить, вознося руки к верху. Поднимая клубы пыли, пронеслась шестерка с российским триколором, торчащим из одного окна, и пьяными возбужденными людьми – из всех других. А в одном месте три плохо державшихся на ногах парня пытались перегородить улицу громадным белым транспарантом, который держали кверху ногами. - Чего это им надо? – не поняли мы. - Наверное, хоккей кончился, - предположил водитель. Он был прав. В этот вечер российская сборная стала в очередной раз чемпионом мира. В Москве были уже под утро. А в середине дня встретились у Пуха, что бы разобрать вещи. Именно тогда мы его и нашли. Он активно бегал среди герм и рюкзаком, видимо, искал своих. - Я возьму его к себе домой, - сказал Второй Евгений. – Интересно, сколько он выдержит один? И действительно взял его с собой. Муравей прожил почти неделю. Не знаю, много это или мало? Говорят, комары живут один день. Так что, наверное, он прожил достаточно. Печалит другое – он так и не вернулся к своим, в родной муравейник, в глухие леса, где несет свои воды р.Песь. Но, когда он попал в те края, куда уходят муравьи после смерти, он наверняка рассказал о своем невероятном, почти космическом для муравья путешествии и жизни в Москве своим. И прослыл героем. Но, к чему это я? Любое путешествие заканчивается. А что это значит? Это значит, надо готовится к новому. Например, где-нибудь в августе. Может собраться хорошая компания. |